Человек будущего, живший в прошлом
Слово о Чокане Валиханове
В ноябре этого года исполняется 185 лет со дня рождения великого казахского исследователя и путешественника Чокана Валиханова, оставившего неизгладимый след в истории нашего государства, являясь символом служения Родине и дружбы казахского и русского народов, чье имя занимает достойное место среди выдающихся личностей мировой науки.
Современники Чокана Валиханова и исследователи его научной деятельности написали немало работ на тему его биографии и его наследия. Ведь жизнь и творчество Ч.Валиханова изучались и осмысливались из поколения в поколение, и все, что он сумел сделать, не потеряло своей актуальности и поражает широтой охвата, а его яркая жизнь, наполненная творческими исканиями и страстным желанием служить своему народу, вызывает восхищение и достойна подражания.
Мое слово о Чокане Валиханове – это выражение моего преклонения и восхищения его гением. Чокан Чингисович Валиханов (настоящее имя - Мухаммед-Ханафия) - потомок прославленного хана Абылая, с раннего детства общался с известными казахскими поэтами, певцами и композиторами, проявил интерес к их творчеству. Ещё будучи ребёнком, он вместе с отцом записал несколько вариантов народных поэм, таких как «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Едиге», «Еркокше». В казахской школе он получил начальные знания кыпшак-чагатайского, арабского и персидского языков, затем блестяще закончил Сибирский кадетский корпус, в котором изучал военные дисциплины, историю, географию, основы философии, литературу, зоологию, ботанику, физику, математику, геодезию, а также архитектурное искусство. Любимыми писателями Ч.Валиханова были Н.Гоголь, Ч.Диккенс, У.Теккерей, а поэт и прозаик М.Лермонтов был его кумиром. Наставниками Ч.Валиханова были литератор и ориенталист Н.Костылецкий, историк Г.Гонсевский, литератор В.Лободовский. Чокану Валиханову было всего пятнадцать лет, когда преподаватели смотрели на него уже как на будущего ученого. Когда профессор Казанского и Петербургского университетов востоковед И.Березин обратился к Ч.Валиханову с просьбой объяснить ему смысл некоторых встречающихся в ханских ярлыках терминов, семнадцатилетний Чокан наряду с обстоятельными комментариями по этой теме, ставит ряд важных вопросов, а также высказывает свои суждения о происхождении казахского народа. Рецензия к трудам И.Березина является его первой научной работой. Большая дружба связывала его с Ф.Достоевским, петрашевцем С.Дуровым, поэтами А.Майковым и Я.Полонским, которые воспринимали его как духовно очень близкого человека. Принимая участие в военно-научных экспедициях собрал орнитологические и энтомологические коллекции, а также предания и легенды Восточного Казахстана, сделал первую научную запись киргизского эпоса Манас. В 1856 году Ч.Валиханов направился в Кульджу с дипломатической миссией, благодаря которой удалось восстановить дружеские связи между Россией и Китаем. Затем он совершил опасное и одновременно блистательное путешествие в Восточный Туркестан с правительственным заданием, которое навсегда осталось в анналах мировой географической науки. Его исследования печатались в трудах Русского географического общества, в Лондоне и Берлине. Имя Чокана Валиханова навсегда останется среди имен выдающихся путешественников и ученых. Академик Н.Веселовский писал о нем: "За неполных тридцать лет Чокан сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь".
Мое слово о Чокане Валиханове – это слова преклонения перед его жаждой знаний и энциклопедической широтой охвата, это слова признательности за его книги, в которых он проявил себя как ученый с писательским талантом, они пробудили в нас интерес к истории и культуре нашей Родины. Перед его читателями предстает богатая и древняя культура родного края, которую он сделал достоянием русских и европейских исследователей. Ему был близок и понятен духовный мир человека Азии, вместе с тем он был человеком широких взглядов. Русский географ и путешественник П.Семёнов-Тян-Шанский сказал, что "Чокан сохранил глубокую преданность своей стране, он любил казахскую жизнь, но тем не менее умел высоко ценить западную цивилизацию". В его исследовательских работах отражена яркая личность Чокана, в них также нашли отражение его прогрессивные философские взгляды, он не ограничивается констатацией фактов, он сопровождает их глубокими размышлениями. В такие моменты он становится для нас живым и близким, другом и собеседником.
Чокан Валиханов любил свой народ, страстно желал служить ему. "Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя работе на пользу соотечественников, защитить их от чиновников и деспотизма богатых казахов", - писал он Ф.Достоевскому. При этом он думал более всего о том, чтобы примером своим показать землякам, как может быть полезен образованный султан-правитель. Ч.Валиханов принимая участие в работе юридической комиссии по проблемам казахской судебной реформы, будучи знатоком древних законов и кодексов казахов, во всех вопросах занимал самостоятельную позицию. Критикуя феодально-патриархальные порядки в степи, осуждая злоупотребления реакционных царских чиновников, Чокан Валиханов признавал прогрессивность влияния европейской и российской культуры. «В его мечтах было совместить европейское просвещение и сохранить свою народность», сказал про него русский публицист и общественный деятель Н.Ядринцев. Ф.Достоевский писал Ч.Валиханову: "Не велика ли цель, не святое ли дело быть чуть ли не первым из своих, который растолковал бы в России, что такое степь, ее значение и ваш народ относительно России, и в тоже время служить своей Родине просвещенным ходатаем за нее… Вы первый казах, образованный по-европейски. Судьба же сделала Вас вдобавок превосходнейшим человеком, дав Вам и душу и сердце".
Высокие помыслы, благородные цели, многогранность его личности делают его образ притягательным. Великое наследие Чокана Валиханова и его удивительная, кристально чистая судьба впечатляют и вдохновляют, дают силы жить. Они являются прекрасным примером для молодого поколения, несут в себе воспитательную миссию, пробуждают гражданское самосознание. Друг Ч.Валиханова, великий ученый Г.Потанин с благодарностью вспоминает, какое благотворное влияние оказал Чокан Валиханов в становлении у него самого демократических взглядов, в пробуждении в нем научных пристрастий.
Я рад тому, что мне представился случай увидеть город Омск, в котором жил и учился Чокан Валиханов, здание Омского кадетского корпуса, в котором он получил первые знания и учёба в котором сыграла важную роль в его жизни. С именами выпускников этого кадетского корпуса, выдающихся ученых Чокана Валиханова и Григория Потанина, связано становление Омской этнографической науки. Первый этап омской этнографии так и называется - валихановским, что свидетельствует о непреходящей значимости его трудов и о том, что судьба Ч.Валиханова и его богатое наследие занимают достойное место в истории казахского и русского народов. Чокан Валиханов продолжает играть важную роль в воспитании молодежи, в привлечении подрастающего поколения к изучению казахского языка, истории и культуры казахского народа. Как лаконично и ёмко о нём сказал поэт и дипломат Олжас Сулейменов: "Он человек будущего, жил в прошлом".
Ырыскали Дауренбек
Руководитель Консульства Республики Казахстан
в городе Омске
ноябрь 2020 года